» » Антимонопольное регулирование финансового рынка

5-07-2021, 22:35
Рейтинг:
(голосов: 101)

Антимонопольное регулирование финансового рынка

 


На данном этапе развития экономики России антимонопольное регулирование выступает существенным элементом комплекса мероприятий, проводимых правительством для поддержания конъюнктуры здоровой конкуренции всех сфер бизнеса. В свою очередь все более значительное воздействие на становление и расширение экономической области осуществляет рынок финансов.

Кроме того, современной отличительной тенденцией является возрастание влияния инноваций и уникальных технологий, которые успешно используются передовыми производителями для достижения результатов. Действительность развития финансового рынка такова: на сегодняшний день необходимо побуждение к внедрению продуктов инновационного маркетинга.

Опасностью для здорового конкурентного рынка являются лидирующие предприятия, сильной стороной которых выступает превосходство в сфере информационных технологий, что влечет за собой, как минимум, улучшение качества связи с покупателями. Так, например, Сбербанк России, внедрив инновационные разработки, занял первое место среди субъектов рынка банковских услуг с объемом привлеченных средств населения, равным 45% на конец 2020 года. В итоге, значительно ущемляется вероятность осуществления стандартных банковских операций большинством небольших кредитных организаций, даже при условии задействования большого объёма рекламы.

На сегодняшний день, антимонопольное регулирование заключается в разработке задач и реализации мероприятий по предупреждению вероятных отклонений от законодательства. Делается это для того, чтобы сократить возможность проявления событий, которые могли бы негативно повлиять на конкуренцию на рынке, и, наоборот, поспособствовать ее развитию на рынках, в том числе и в сфере предоставления финансовых услуг.

Функцию антимонопольного контроля и регулирования на рынках осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), созданная в соответствии с Указом Президента России No314 от 9 марта 2004 года. Фундаментом, который определяет антимонопольную отрасль и регулирует отношения по антимонопольному контролю на товарном и финансовом рынках, является Федеральный закон No135 «О защите конкуренции».

Стоит подчеркнуть, что ФАС России перманентно совершенствует антимонопольное регулирование на рынке финансовых услуг. Подтверждением этого является создание государственных, региональных и муниципальных "дорожных карт", основной целью которых является содействие конкуренции на всех уровнях. В рамках финансового рынка подтверждением этому является создание Дорожной карты «Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг», утвержденной приказом ФАС России от 10 мая 2017 года No612/17 и согласованного Банком России.

Говоря об антимонопольном законодательстве в России нельзя не упомянуть антимонопольные пакеты, которые составляют базис антимонопольного регулирования в нашей стране. В 2015 году был принят 4 антимонопольный пакет, который, помимо всего прочего, предусматривает расширение сферы применения предупреждений, что в значительной мере повлияло на снижение количества возбужденных дел, в частности и на финансовом рынке. Так, при обнаружении ФАС России каких-либо признаков ограничения конкуренции, сразу же направляется предупреждение, которое в большинстве случаев исполняется в установленные законом сроки. Это и помогает предотвратить дальнейшее возбуждение дела.

Анализируя структуру российского финансового рынка можно сделать вывод, что наибольшую долю в ней занимает рынок банковских услуг (приблизительно 89%). Доля остальных сегментов (рынок ценных бумаг, рынок страховых услуг и др.) незначительна. Кроме того, стоит отметить, что конкуренции на рынке банковских услуг присущи некоторые специфические черты, отличающие данный сектор финансового рынка от других сегментов. Эта особенность послужила причиной для выделения своеобразного ответвления государственного контроля в данной сфере – антимонопольного регулирования банковской деятельности (прерогатива Центрального банка РФ).

Изначально все функции ФАС, осуществляемые на рынке банковских услуг, были прописаны только в законах о банковской деятельности. Так, статья 32 Федерального закона No395-1 «О банках и банковской деятельности» устанавливает запрет на осуществление согласованного действия и заключение соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских услуг. На данный момент существует тенденция к расширению этого перечня. Так, за последние 4 года было принято порядка 30 нормативно-правовых актов федерального значения, регламентирующих требования к деятельности кредитных организаций.

На сегодняшний день ФАС России и Банк России продолжают своё тесное сотрудничество в направлении совершенствования механизмов антимонопольного регулирования рынка финансовых услуг. Особое внимание уделяется действующим и находящимся в процессе разработки нормативно-правовым актам, влияние на конкуренцию на финансовом рынке которых нельзя недооценивать. Особое внимание на данном этапе уделяется внедрению значимых инноваций, обеспечивающих положительное развитие конкуренции в данном сегменте и переход рынка финансовых услуг на качественно новый уровень.
 

Рекомендую:



 

КУРС ВАЛЮТ

Курс ЦБР на 24/09/2021


USD 72.7245CNY 11.2584
EUR 85.2040JPY 66.1583

Калькулятор валют


Выбрать:

Статистика

Панель управления

 
Все новости, публикуемые на сайте, принадлежать их авторам, администрация сайта не несет ответственность за их использование! Скачать файлы можно бесплатно с сервера, на котором размещены все файлы.